Автомобильные маяки (закладки), тест
Действенным способом борьбы с угонщиками стали поисковые GPS/ GSM маяки (закладки). Предустановленные в автомобиле они активируются при его угоне и позволяют владельцу и сотрудникам полиции найти автомобиль. В нашей статье протестированы следующие модели: Starline Маяк М15, АвтоФон S-Маяк 5.6, GPS Маркер M110, Вояджер 4, FindMe F1, Navixy M7, SOBR G01
Автомобильные маяки - что это?
Развитие GPS- и GSM-технологий рождает множество новых решений. Пристальным изучением одно из них мы и займемся. Это автомобильные маяки. Сразу же просим не путать их с навигационными маяками, это совсем иное. Даже сложившееся на рынке название «маяк» не вполне точно и корректно отражает их принцип действия. Более точно подошло бы название «маячок» или «закладка», поскольку предназначение автомобильного маяка не быть у всех на виду, а скрытно находиться в автомобиле и в случае активации сообщить координаты его местонахождения.
Как правило, автомобильный маяк активируется в случае угона автомобиля и является одним из немногих эффективных средств, позволяющих поймать угонщиков и вернуть автомобиль владельцу.
ТЕХНОЛОГИИ,
используемые в автомобильном маяке (закладке)
Чтобы выполнить такую сложную задачу, в автомобильном маяке используется ряд взаимосвязанных систем. Это GPS-приемник, задача которого - определить координаты объекта, и GSM-модуль, который передает полученные координаты владельцу. При этом используются все доступные способы для передачи: SMS-сообщение, голосовая связь, GPRS-связь. Также GSM-модуль поставляет информацию о местоположении автомобиля по базовым станциям GSM-сети на основе LBS-технологии.
Как это работает?
Пользователь просто прячет активированный автомобильный маяк в автомобиле. В зависимости от конструкции устройства и от способностей самого владельца оно может быть спрятано под сиденье, под обшивку, под арку колеса (если устройство герметичное), в подушку или в детскую игрушку. После чего маячок считается инсталлированным. Поскольку размер предлагаемых на рынке маяков очень небольшой, то в автомобиле найдется масса мест, где его можно расположить.
Чем надежнее он будет спрятан, тем больше вероятность, что потенциальный угонщик его не обнаружит и закладка выполнит свою функцию.
Чтобы устройство нельзя было найти по проводам, в них предусмотрен автономный источник питания.
После инсталляции маяк работает в энергосберегающем режиме, чтобы максимально долго использовать имеющийся источник питания.
Стандартная схема работы маяка такова. Находясь в дежурном режиме, устройство, «просыпается» один раз в сутки и связывается с базовой GSM-станцией, проверяет, нет ли команд от пользователя. Если таковых нет, оно спокойно «засыпает». Примерно раз в 7-10 дней маяк полностью запускает все режимы, включает GPS-приемник и высылает тестовое сообщение с полной информацией о своем состоянии и местоположении. Это сообщение позволяет убедиться, что закладка функционирует и находится в автомобиле.
Если автомобиль угнали, закладка, приняв команду, переходит в активный режим и начинает извещать владельца о своем местонахождении увеличивая частоту сеансов связи и выходя в эфир 1 раз в 10-60 минут, в зависимости от настроек.
При этом в режиме поиска производители практически не использует режим постоянной активности, поскольку он демаскирует саму закладку, позволяя угонщику ее найти по сигналу GSM, что является ахиллесовой пятой спутниковых систем мониторинга.
Особенности
работы автомобильного маяка (закладки)
Специфика работы автомобильного маяка предъявляет к его начинке массу специфических требований. Закладка должна быть по возможности миниатюрной, но при это вмещать в себя емкий автономный источник питания. GPS-приемник должен быть высокочувствительным, работать в закрытых помещениях и при этом максимально экономичным. То же требуется и от GSM-модуля: минимальное потребление и максимальная чувствительность. Также желательно, чтобы систем была герметична, и при этом микрофон не потерял бы работоспособность. Плюс необходимо, чтобы пользователь в случае угона имел возможность удобным способом узнать, где находится автомобиль.
На заре становления рынка умельцы переделывали под автомобильные закладки мобильные телефоны, но эти времена уже прошли. На рынке доминируют специализированные устройства, заточенные разработчиками под конкретные задачи. Все это определяет круг нашего интереса к устройствам и программу теста.
ПРОГРАММА ТЕСТА
Чувствительность GPS-приемника
Для тестирования чувствительности GPS-приемника используется генератор GPS-сигналов Aeroflex GPS-101, имитирующий сигнал от спутника системы GPS. При тестировании непосредственно к GPS-приемнику автомобильного маяка подключается компьютер, который на основании полученных цифровых данных оценивает мощность принятого сигнала. Для оценки используется программа Fastrax GPS Workbench 4.5.
Чувствительность аудиотракта
Тестирование аудиотракта устройства проходило следующим образом. В отдельном помещении располагаются автомобильный маяк и источник звука переменной амплитуды. Маяк включается в режим голосового вызова. Оператор, находящийся в другом помещении, в режиме голосовой связи с маяком по GSM-каналу отслеживает момент, когда звук пропадет. Естественно, этот тест делается только для тех аппаратов, которые поддерживают функцию аудиовызова.
Энергоэффективность
Это один из самых важных параметров для автомобильного маяка, поэтому для его исследования мы провели целую серию тестов.
Первая часть - оценка тока энергопотребления в разных режимах работы устройства. Вторая - оценка общей энергоэффективности устройства при его работе в режиме поиска. В этом случае оценивается работа как программного обеспечения маяка, так и его потребления в совокупности с емкостью используемого источника питания. Оцениваются как число выходов устройства на связь, так и общая продолжительность функционирования в этом режиме.
Герметичность
Если автомобильный маяк выполнен в герметичном корпусе, это позволяет размещать закладку вне салона автомобиля, например под бампером или в нише крыла, что значительно затрудняет его поиск при угоне. Также подобный маяк можно использовать в транспортных средствах для активного отдыха, катерах, яхтах и т. д.
Оценивается герметичность путем пролива устройства с разных сторон под струей воды в течение 5 минут.
Потребительские свойства и сервисные функции
Под потребительскими свойствами автомобильного маяка подразумеваются простота его настройки, удобство эксплуатации и активации, наличие мониторинговых сервисов, их доступность и работа с мобильными приложениями и устройствами.
ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ
Полная программа тестов еще не завершена, поэтому материал будет дополняться.
Starline Маяк М15 – автомобильный GPS/GSM-маяк (закладка), тест
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: автомобильный маяк Starline Маяк М15 - новинка компании, отличающаяся уникальными свойствами и характеристиками. Во-первых, закладка имеет герметичный и очень прочный корпус, крышка которого фиксируется при помощи шести винтов. По внешнему виду он мало чем отличается от собратьев по цеху, но когда его раскрываешь и видишь толстые стенки корпуса, силиконовую уплотнительную прокладку и глубокий защитный паз, понимаешь, что устройство выполнено на самом высоком уровне. На одной стороне корпуса нанесен логотип производителя, а на второй телефон единой службы поддержки. Размеры корпуса 85х52х24 мм.
Питание устройства осуществляется от двух элементов Panasonic CR123A емкостью 1550 мАч. С одного бока устройства расположена кнопка активации маяка и отверстие под микрофон, для герметичности закрытое специальной майларовой пленкой .
Маяк поставляется с уже установленными элементами питания и карточкой сотового оператора. Подобная переустановка элементов питания стала возможной за счет особого режима работы устройства - «хранение», при котором ток потребления меньше тока саморазряда элементов питания.
В маяке Starline М15 есть встроенный акселерометр, который позволяет отправлять тревожное сообщение пользователю при начале движения. Чувствительность акселерометра настраивается - из опыта большие дизельные автомобили может сильно трясти при автозапуске - тогда чувствительность можно уменьшить
Важной особенностью StarLine М15 является обновление программного обеспечение закладки через сеть интернет по GPRS каналу связи. Программное обеспечение обновляется только по команде пользователя, однако маяк обладает уникальной особенностью - раз в неделю он проверят наличие нового ПО на сервере, и если обновление появилось - сообщает об этом владельцу с помощью СМС.
АКТИВАЦИЯ МАЯКА: поскольку SIM карта и элементы питания уже установлены в маяке Starline Маяк М15, его активация очень простая. Нужно нажать на кнопку и подождать, пока загорится индикаторный светодиод, расположенный непосредственно в кнопке. После этого остается задать номер владельца посредством SMS команды, и устройство готово к работе. Кстати, режим ожидания команды после активации маяка не 5 минут, как у всех остальных образцов, а 20 минут, что делает его настройку более удобной для неподготовленного пользователя.
Вообще при настройке StarLine М15 удобнее всего пользоваться инструкцией "Быстрый старт" размер которой всего одна страничка формата А4 и то в том случае если нет доступа к ресурсу mayak.mobi. Воспользовавшись сервисом, владелец, следуя пошаговому описанию, быстро и просто настроит основные параметры устройства.
ОСОБЕННОСТИ НАСТРОЙКИ: после активации маяка Starline Маяк М15 достаточно послать одну букву N, чтобы закладка перешла в режим нормальной работы. Правда, перед этим рекомендуется сменить заводской пароль на пользовательский. При этом маяк понимает команды, как на английском, так и на русском языках.
Всего в маяке предусмотрено два основных режима: это нормальный, когда маяк находится в спящем состоянии и выходит на связь по будильнику, например раз в сутки, и режим тревоги, в котором маяк не засыпает, а постоянно находится в режиме ожидания команды пользователя. Отдельно стоит отметить режим аудиоконтроля, который позволяет прослушать, что происходит вокруг устройства.
Настройка производится при помощи SMS, но наиболее удобны альтернативные способы настройки: либо при помощи мобильного приложения, либо при помощи веб интерфейса сайта мониторинга. Такое разнообразие альтернатив пользовательских настроек нельзя не приветствовать.
Из параметров настройки устанавливаются время работы двух «будильников», язык интерфейса и формат передаваемых координат, доступ к сети интернет и имя устройства. Кроме всего прочего в маяке предусмотрена память, в которую записываются точки путипри невозможности связаться с сервисом мониторинга. Несмотря на то, что для работы в режиме трекинга предназначена новая модель маяка Starline Маяк М17, функция «черного ящика» сохранена и для модели М15.
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ: внутри маяка расположена «связка» из двух плат, соединенных разъемами. На одной из плат располагается GPS приемник Quectel L20, а также слот SIM карты, а на второй - GSM модем Telit GL868-Dual. Quectel L20 считается одним из лучших GPS модулей среди присутствующих сейчас на рынке. Отзывы специалистов о Telit GL868-Dual также положительные.
Пред тем как разобрать корпус и подключиться к GPS приемнику мы произвели замачивание маяка под струей воды. Вскрытие корпуса показало, что тест прошел удачно: никаких капель влаги внутри замечено не было.
Ток потребления маякаStarline Маяк М15 оказался невысоким: в режиме регистрации в сотовой сети он не превышал 40 мА, а при поиске сигналов спутников находился в пределах 60 мА.
Чувствительность GPS приемника оказалась самой лучшей в тесте: при уровне тестового сигнала в -110 дБм уровень приема составлял 23-24 условные единицы, при этом потеря сигнала спутника, происходила при мощности передатчика всего -140 дБм. По словам экспертов, этого удалось достичь благодаря использованию оригинальной GPS антенны, которая была удачно оптимизирована для работы в заданном корпусе устройства.