Автор Тема: КАК УСТАНОВИТЬ АВТОМОБИЛЬНУЮ АНТЕННУ?  (Прочитано 8432 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Strateg

  • Global Moderator
  • V.I.P.
  • *****
  • Сообщений: 11423
  • Пол: Мужской
  • 戦略
  • Город: 56°56′51″N 24°06′23″E
А27.ru (C)

КАК УСТАНОВИТЬ АВТОМОБИЛЬНУЮ АНТЕННУ?

При установке антенны руководствуйтесь следующими правилами:

Размещайте антенну на автомобиле с учетом наименьшей ее экранировки.
Рабочее положение автомобильной антенны - вертикальное (если иное не написано в инструкции по установке антенны).
Она должна обладать достаточной жесткостью для того, чтобы сохранять вертикальное положение во время движения автомобиля, однако должна допускать изгиб, чтобы смягчать удары о препятствия. Допускается установка антенны под углом. В этом случае настройка производится именно в этом положении, а не настраивается, а затем наклоняется. Антенны по-разному излучают в разных направлениях и неодинаково "чувствительныа" к разносторонним сигналам (в паспорте антенны всегда описывается тип поляризации сигнала, т.е. способ ее установки). При вертикальной установке они одинаково излучают во все стороны в горизонтальной плоскости и совсем не излучают вверх и вниз, таким образом, перераспределяя энергию передатчика в нужном направлении (в большей степени горизонтально). Для оптимальной работы антенна должна иметь равномерное и всенаправленное радиоизлучение, хорошее заземление и находиться как можно выше и на достаточно большой металлической поверхности. Безусловно, отогнутая назад антенна смотрится элегантно, но сильно ухудшает эффект излучения до 75% уже при 30° наклона и на 90% - при 45°.


Врезные антенны, как правило, устанавливаются по центру крыши, где достигается наибольшая высота подъема над землей и, одновременно, наибольшее усиление, т.к. крыша автомобиля используется в качестве противовеса и из-за чего номинальное значение усиления, указанное в паспорте антенны, может вполне соответствовать реальному. Такая антенна удобна в эксплуатации, ее не сдувает ветром на большой скорости. Магнитные антенны также рекомендуется устанавливать по центру крыши. Хотя такие антенны отличаются простой установкой и достаточно хорошим усилением, есть ряд неприятных сторон. Магнитную антенну легко снять, а значит, и легко украсть. Еще существует опасность повреждения соединительного кабеля от радиостанции к антенне, который обычно выводится через дверь и может быть поврежден. Кроме того, под магнитной основой рано или поздно скапливаются пыль, влага, песок или грязь, которые портят краску. Монтаж антенны на бампере существенно искажает диаграмму, а антенны с большим усилением вообще лучше так не крепить. Расположение антенны на багажнике или капоте даст промежуточный результат. Крепление за отлив или др. металлическую деталь дает неравномерное распределение сигнала, но такая установка наиболее распространена.

Устанавливайте антенну и прокладывайте соединительный кабель на максимальном удалении от источников электрических помех автомобиля (системы зажигания, генераторного оборудования и других устройств).

При установке антенны на маломерных судах, яхтах и т.д. требуется обеспечить качественное заземление антенны и трансивера. В качестве заземления можно использовать металлический корпус судна, медный или станиолевый лист площадью не менее 1 кв.м. Участок между трансивером и антенной (вместе с кузовом автомобиля) являются важными элементами антенной системы. Если линия передачи между антенной и трансивером не согласована, то невозможно реализовать максимальную чувствительность приемника и достичь высокого соотношения сигнал/шум, что при приеме обеспечит плохое звучание, маленькая дальность, а в режиме передачи из-за отражения большей части мощности падающей волны приведет к выходу трансивера из строя. После установки всего комплекта радиостанции проверьте выходную мощность и КСВ (коэффициент стоячей волны) с помощью КСВ-метра. Эти параметры проверяются при кратковременном включении радиостанции на передачу. Мощность должна соответствовать паспортной, а КСВ - близким к единице. В случае несоответствия этому, следует произвести настройку антенны Если Вы самостоятельно не можете согласовать длину антенны с длиной волны, обратитесь к специалистам.

ПОЧЕМУ ЧАСТО МАЛА ДАЛЬНОСТЬ ПРИ ХОРОШО НАСТРОЕННОЙ АНТЕННЕ?

Кроме понятия согласованной антенны, есть понятие направления лепестка распространения мощности. Антенны передвижных станций должны иметь равномерную круговую диаграмму направленности, поскольку при движении автомобиля, его место положение относительно сторон света может меняться. Наиболее оптимальным вариантом автомобильной антенны являться длинная штыревая антенна, установленная в центре крыши автомобиля. Диаграмма направленности такой антенны будет практически круговая. Худшие результаты будут при установке антенны на крыле или на заднем бампере автомобиля. Вследствие несимметричности ее установки, в диаграмме направленности такой антенной системы будут минимумы и максимумы, что может привести к потере связи при изменении положения автомобиля, например, порядка следования автомобилей в колонне. Поэтому, даже хорошо настроенная антенна при неправильной установке может не дать большой дальности. Если лепестки диаграммы направленности слишком задраны, то вы получите большую дальность с базовыми станциями, но малую с автомобильными (судовыми). Поэтому, исходя из задачи, применяется либо метод прижатия лепестка к земле, либо же наоборот, его поднятия.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРОЛОЖИТЬ КАБЕЛЬ ОТ АНТЕННЫ К РАДИОСТАНЦИИ?

Используйте коаксиальный кабель сопротивлением 50 Ом типа RG 58/U или RG 8/U. Длина соединительной линии должна быть минимальной. Если остается избыток кабеля, он никогда не складывается в бухту, а без колец прокладывается под обшивкой или в кабине. Избыток кабеля можно отрезать, если Вы уверены, что сможете правильно распаять разъем PL 259. Обычно антенны продаются уже с кабелем одной из модификаций RG 58 и часто с распаянным разъемом. Для судовых антенн часто используется специальный сертифицированный кабель RG 213.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ ПОМЕХИ ТЕЛЕВИЗИОННОМУ ПРИЕМУ ОТ СВ РАДИОПЕРЕДАЧ?

Наиболее распространенный и опасный в СВ диапазоне вид помех: вторая гармоника рабочей частоты попадает в полосу частот первого телевизионного канала, а третья, соответственно, в полосу третьего канала. Считается, что все СВ радиостанции имеют очень хорошее подавление гармонических излучений (не хуже -60...-70 дБ), однако помехи от данного вида излучений могут быть существенными в зоне неуверенного телевизионного приема (на большом расстоянии от телевизионного передатчика) даже при стандартной выходной мощности в 4 Вт (не говоря уж о повышенной, используемой для дальних связей). При использовании усилителей мощности ситуация осложняется как из-за возрастания абсолютного значения мощности помехи (при том же относительном подавлении), так и по причине того, что производители ряда дешевых импортных усилителей (15-100 у.е.) не утруждают себя установкой хороших выходных фильтров. При использовании таких усилителей на базовых станциях, антенны которых расположены в непосредственной близости от телевизионных (на одной крыше), ситуация становится просто катастрофической (происходит транслирование всех переговоров через динамики телевизора, ухудшается качество изображения). И если Вы еще не знаете, на что способны пенсионеры, проводящие весь день у телевизора, то вы познакомитесь со всеми аспектами этой проблемы!

Способы устранения:

- поднять как можно выше антенну, если ее нельзя установить в другом месте;
- всегда работать на минимальной мощности, необходимой для проведения данной связи;
- тщательно настроить антенную систему (идеальный КСВ=1) - плохо настроенная антенна может иметь паразитный резонанс на частотах гармоник и усиливать их;
- если предполагается использование усилителя мощности- приобретайте усилитель с хорошим подавлением гармонических излучений (не менее -50...-60 дБ);
- применять дополнительный фильтр гармоник на соответствующую мощность (при настройке антенны его надо подключать между передатчиком (усилителем) и измерителем КСВ, чтобы гармоники передатчика не влияли на показания прибора, а при работе в эфире - между измерителем КСВ и антенной, чтобы отфильтровать даже малые, возникающие в измерителе КСВ, гармонические искажения).

КАК УВЕЛИЧИТЬ ДАЛЬНОСТЬ ПОРТАТИВНОЙ РАДИОСТАНЦИИ?

Антенны для радиостанций изготавливаются по современным технологиям, позволяющим им быть одновременно как гибкими, так и очень прочными. Резиновая оболочка антенны надежно предохраняет ее от всех внешних воздействий. Различные типы антенн для портативных радиостанций позволяют Вам либо повысить эффективность работы радиостанции, либо существенно уменьшить ее габариты. При использовании укороченных антенн радиостанция становится более удобной для скрытого ношения, но несколько снижается радиус ее действия. Увеличение дальности портативных радиостанций, несколько отличается по способу и получаемому результату от автомобильных (базовых). Работа портативных радиостанций рассчитана на небольшое расстояние, поэтому в схемотехнике не уделяется большого внимания чувствительности по принимаемому сигналу. - Чувствительность радиостанции по приему значительно сильнее влияет на предельную дальность. Чувствительность современных радиостанций приблизительно одинакова и составляет 0,5 мкВ. Предельная дальность радиосвязи (достижимая только в открытой местности) ограничивается чувствительностью радиоприемного тракта и собственными шумами приемника. В условиях города с интенсивными бытовыми и промышленными помехами реальная дальность радиосвязи существенно меньше предельной и определяется конкретным уровнем шумов вблизи принимающей радиостанции. Поэтому изменение чувствительности радиостанции приведет к одновременному возрастанию сигнала и шума, практически не изменив их соотношения. Вот почему наиболее эффективное увеличение дальности в практике достигается увеличением КПД антенной системы.

- Антенны носимых радиостанций, в большинстве случаев, представляют собой закрытую полимерной оболочкой спираль на гибком диэлектрическом стержне или сочетание фрагмента такой спирали с прямолинейным проводником, находящимся внутри гибкого диэлектрического стержня. Их длина совершенно несоизмерима с идеальной четвертьволновой антенной длиной около 2, 7 м. При типичных длинах штатных антенн портативных станций от 20 до 30 см их к. п. д., в лучшем случае составляет около 2-3%. Кроме того, штатные антенны нередко нуждаются в дополнительной настройке. Ширина их рабочего диапазона частот близка к 2, 5% от частоты несущей (27 МГц), то есть составляет около 700 кГц.

- Существенное увеличение дальности радиосвязи может быть также обеспечено применением специальных удлиненных антенн - гибких и телескопических. Такие антенны выпускаются в различных вариантах.

- Можно увеличить дальность, подключая автомобильную или даже базовую антенну (используя переходные разъемы и адаптеры питания). Так мы обеспечиваем более высокую точку забора сигнала. При использовании эффективных автомобильных или базовых антенн уровень шума в принимаемом сигнале заметно возрастает из-за изначально заложенного недостатка от не очень эффективного фильтра по подавлению боковых полос излучения подавляющего сигналы за пределами основного канала, на который настроена радиостанция. Общаясь с дальнобойщиками, мы часто встречаемся с использованием портативных радиостанций, оставшихся от времен начала развития 27 МГц, в режиме автомобильных. По качеству звучания, уровню сигнала они значительно проигрывают фирменным автомобильным. Мощность передатчика здесь слабо влияет на дальность радиосвязи. Если взять радиостанцию с паспортной мощностью 4 Вт, а реальной - 3 Вт (отклонение от номинала на 33%), то снижение дальности произойдет на 7,5%.

- Существенное влияние на эффективность антенн оказывает взаимное расположение радиостанций и окружающих предметов, в том числе человека. Фактически, оператор, в руках которого находится радиостанция, является одним из противовесов антенны. Электрические характеристики такого противовеса, помимо электрической проводимости и электрических потерь в человеческом теле, зависят также от расстояния от корпуса до головы и ориентации оператора в пространстве. Стоит заметить, что оператор с радиостанцией в руках, расположенной перед головой, образует направленную антенну, максимум чувствительности которой направлен от антенны в сторону спины оператора. Находясь на пределе слышимости, попытайтесь изменить свою ориентацию - выигрыш в дальности может достигнуть 20% и более.

- Другим популярным приемом для решения этой задачи является подключение к корпусу радиостанции дополнительного внешнего противовеса. Роль такого противовеса способен выполнить кусок медной проволоки. Провод может быть выполнен в форме петли, одетой на шею оператора (человеческое тело при этом играет роль противовеса). Однако, более элегантное решение этой проблемы обеспечивается дополнительной внешней гарнитурой подключенной к радиостанции через стандартный разъем на верхней стороне корпуса (EXT. MIC). Наряду с увеличением предельной дальности радиообмена внешняя гарнитура, к тому же, создает дополнительный комфорт, поскольку содержит заключенные в одном малогабаритном корпусе динамик, микрофон и тангенту (в ряде моделей - еще и наушник). Необходимость манипулировать более весомым и объемным корпусом самой радиостанции при этом отпадает, радиостанция может быть размещена на поясном ремне или в верхнем боковом кармане, на портупее или в любом удобном месте.