Автор Тема: Сравнение А/Т шин  (Прочитано 12109 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Strateg

  • Global Moderator
  • V.I.P.
  • *****
  • Сообщений: 11423
  • Пол: Мужской
  • 戦略
  • Город: 56°56′51″N 24°06′23″E
Сравнение А/Т шин
« : 23.02.2012, 18:06 »
Скоро лето, все переобуваемся, немного информации о шинах для грязи

Измерения
Линейка, весы и штангель
Тест"эйтишных" шин мы начали с измерений и взвешиваний. Фактический диаметр, ширина беговой дорожки, глубина протектора, вес - все эти данные можно увидеть в таблице. Следует отметить, что измеренный диаметр шин не слишком отличался от заявленного производителями 235/75 R15, что при прямом пересчете соответствует диаметру 734. мм, ширине 235 мм и высоте профиля 176 мм. Напомним, что такие же измерения грязевой резины размерностью 31/10,5 R15 выявили более чем значительный разброс как по диаметру, так и по ширине шин и беговых дорожек. В случае с универсальной резиной, за исключением Falken и Cooper, все претенденты укладываются в полдюйма разницы, учитывая погрешности измерений. Отличия по ширине шины и беговой дорожки также невелики. Однако и тут не обошлось без "выскочек", которые, кстати, ближе всех подошли к номинальному размеру. Словом, все колеса оказались чуть меньше по своим габаритам, чем это заявляют производители, но разброс очень небольшой и на практике не сможет сколько-нибудь заметно повлиять на управляемость или, скажем, показания спидометра.
Куда интереснее для нас оказалось различие в фактическом весе испытуемых шин. А как мы видим из таблиц, оно заметно. Ясно, что увеличение неподрессо-ренных масс нельзя приветствовать. Косвенно больший вес шины говорит за ее прочность, толщину боковины, наличие лишнего слоя металлокорда. Однако современные технологии, по нашему мнению, должны обеспечивать все это без роста веса. В любом случае масса шины - это тот показатель, на который должны особенно обращать внимание владельцы относительно легких внедорожников с независимой передней подвеской. Для тех, у кого машина стоит на неразрезных мостах и весит под три тонны, пара лишних килограммов не будет столь заметна.
Столбец с показаниями дисбаланса также получился весьма любопытным. Видно, что масса шины, равно как и место производства, не влияет на вес балансирующих грузиков. А вот диски влияют, и если бы они были другими, то и дисбаланс был бы иной.
По следам
Вторым этапом теста стало снятие отпечатков протектора. Согласитесь, тот рисунок беговой дорожки, который мы видим на шине, и то, что называется пятном контакта, могут несколько отличаться. Поэтому мы сняли отпечатки сперва на рабочем давлении в 2,2 атм, а после - сбросив его до 1 атм. На эту тему у нас разгорелась дискуссия: а следует ли повторять процедуру на спущенных шинах? Против аргумента, что, мол, шины категории AT никто не спускает, поскольку берут для асфальта и очень умеренного бездорожья, выступила идея, что, во-первых, бывает всякое, а во-вторых, мы должны провести чистый и полный тест, а значит, учесть и такую возможность. На снимках вы можете увидеть, какая точка зрения победила.
Снятие отпечатков беговой дорожки протектора в очередной раз показало, что столь очевидного разброса, как в случае с грязевыми шинами, сейчас нет. Незначительное отличие в контурах пятен, и едва заметные в площади пятна - вот и все, что мы можем отметить. Интересно разве что то, как "плющатся" шины, то есть в каком месте пролегает линия изгиба - ближе к середине боковины или у самого протектора. Косвенно это говорит о жесткости боковин и о поведении колеса в повороте, хотя последующие тесты не выявили вопиющей закономерности. Ну и в очередной раз подтвердилась старая истина, что спущенная шина, кроме увеличения пятна контакта и снижения давления на грунт, должна обеспечивать включение дополнительных шашек протектора, расположенных на боковых плечах протектора. Наиболее ярко продемонстрировали эту особенность "Пилигрим", BFGoodrich и Falken. Можно предположить, что и на бездорожье у них будут лучшие результаты. Взятые в качестве своеобразной альтернативы шины категории M+S, Nokian и GoodYear, благодаря своим закругленным плечам протектора и более высокой мягкости показали едва ли не лучшие результаты в тесте "1 атм", а сдвинувшиеся шашки протектора позволяют предполагать уверенную работу в глине и в колее с мягкой грунтовой подложкой. Да и на песке и, разумеется, на снегу равных им не будет.

Полигонные испытания
Асфальтовая часть теста, а именно на нее мы планировали обратить особое внимание, проходила под руководством опытнейших профессионалов по строгим правилам и четким схемам. Из множества тестовых процедур были выбраны четыре: "переставка", "змейка", свободный выкат и поворот. В каждой из дисциплин выявились свои фавориты и аутсайдеры, но в целом шины можно развести потрем группам. Первая показала выдающиеся результаты, вторая -уверенные средние, в третью вошли те шины, которые на каком-либо этапе продемонстрировали некоторое отставание от конкурентов. Сразу следует заметить, что в ряде дисциплин лидерами на асфальте стали шины из другой категории - M+S, иначе говоря, зимние... Это было неожиданностью, если можно так сказать, ожидаемой. Мы предполагали, что резина, спроектированная для работы на асфальте, мокром, покрытом грязью и снегом, но все же асфальте, должна показать на нем лучший результат. Удивил нас отрыв, с которым, скажем, Nokian обошла ближайшего универсала в повороте.
Некоторые шины, например BFGoodrich, продемонстрировали резкое улучшение результатов, как только стирались боковые шашки плечевых зон протектора. То есть стоило резине перейти из категории AT в категорию дорожных, как скорость уверенного прохождения поворота значительно увеличивалась, а стоило поменять стертые шины на целые, как показатели вновь ухудшались. Заметной оказалась зависимость поведения резины от степени ее ра-зогретости.
Итак, "змейка" с шагом 14- метров, 20-метровая "переставка", поворот радиусом 35 метров и прямолинейный свободный выбег с тарированной горки на идеально ровный асфальт. Это стандартные дисциплины, принятые во всем мире для тестирования автомобилей вообще и автомобильных компонентов, шин, подвесок, рулевого управления в частности. Каждое из упражнений указывает на определенные характеристики, в данном случае шин. Результаты, которые они позволяют получить объективны и беспристрастны.
Следует также отметить, что с целью упрощения восприятия таблиц мы свели полные наименования шин до минимально возможных.
"Переставка"
Тест"переставка" демонстрирует скорость реакции автомобиля на поворот руля и то, как автомобиль ведет себя после резкого изменения траектории - запас курсовой устойчивости. Наилучшие характеристики тут показывают шины с жесткой боковиной, с прогрессивной профилировкой по всей ее высоте. Можно обратить внимание на косвенную закономерность того, как шина плющится при стравливании воздуха и как она ведет себя при маневрировании. Чем ниже точка перегиба боковины на низком давлении, тем быстрее едет машина в повороте. Немало важным аспектом является степень расчлененности боковины. Узкие редкие шашки плечевой зоны протектора подламываются под нагрузкой и способствуют большему и неожиданному уводу колеса. Кроме того, они сильнее изнашиваются. По результатам надо отметить, что показанные лидерами -Bridgestone, Nokian и Goodyear-скорости чрезвычайно высоки. Обычно такого уровня достигают дорожные шины с шоссейным рисунком, но никак не зимние и не универсальные дорожно-грязевые. Впрочем, это видно по отрыву первой тройки от остальных претендентов.

"Выбег"
Тест "выбег"-это свободное скатывание автомобиля на ровную горизонтальную поверхность до полной остановки. Полученные результаты косвенно характеризуют коэффициент сопротивления качению той или иной шины. Гипотетически более жесткие колеса с гладким протектором и небольшим пятном контакта демонстрируют здесь наилучшие результаты, а это, в свою очередь, говорит о большей потенциальной экономичности езды на этих шинах. В этой дисциплине на показатели также влияют внешние факторы, основным из которых является температура собственно шины и масла в трансмиссии -при естественном остывании того и другого результат быстро ухудшается. Поэтому, сделав несколько выбегов, мы проходили круг с интенсивной рулежкой на максимальной скорости, разогревая колеса и машину, после чего повторяли замеры. В таблице результаты сведены к одному числу, полученному после обработки данных и с учетом возникших погрешностей. Победил BF Goodrich... Честно говоря, мы даже предположить не можем, почему.

"Змейка"
Упражнение "змейка" позволяет оценить точность контроля автомобиля, его управляемость. Эти характеристики зависят от стабильности работы шины, способности удерживать траекторию, что, в свою очередь, зависит от высоты профиля, состава резины протектора, рисунка беговой дорожки и работающих на больших углах атаки боковых плечей. Как видно, безусловными лидерами тут стали Bridgestone, Cooper и Goodyear. Близко к ним подобрались BFGoodrich и зимний Nokian. Все лидеры этой части теста являются лидерами и в области технологий равно как и давними производителями шин для внедорожников, так что закономерность прямая

"Поворот"
Поворот радиусом 35 метров показывает траекторную управляемость автомобиля. Иначе эту характеристику можно назвать поворачиваемостью. Наилучших результатов в этой дисциплине добиваются шины, обеспечивающие максимальную реализацию коэффициента сцепления колеса с асфальтом. Следует отметить, что существенное влияние оказывает состояние покрытия. Понятно, что чем оно более влажное, тем меньше коэффициент сцепления и хуже управляемость, а из четырех дней испытаний два шел дождь. Однако это влияние можно учесть. Как показывает практика, разброс показателей на сухом и влажном покрытии не превышает З-5 процентов, что при наших скоростях соответствует 3-3,5 км/ч. В таблице представлены уже скорректированные данные.

Итого...
Как распределились места, можно узнать из финальной таблицы. Понятно, что выбег и управляемость - это герои разных романов, поэтому выбег сюда не вошел. Следует также заметить, что все полученные данные вполне точны и не зависят от нашего отношения ктой или иной марке, от настроения или количества выпитого кофе... А вместо выводов, которые вы можете сделать сами, необходимо лишь отметить на удивление скромные показатели шин от Pirelli
и Continental. Достойно проявил себя самый популярный у нас BFGoodrich. Порадовало выступление российской резины, которая показала уверенное поведение на всех режимах.
Надо отдельно упомянуть об износоустойчивости. Некоторые из шин после серии тестов имели довольно "утомленный" вид. Это BFG, Bridgestone и Cooper. А вот Pirelli, Continental, Falken и "Кама" почти не пострадали.

Оффлайн Strateg

  • Global Moderator
  • V.I.P.
  • *****
  • Сообщений: 11423
  • Пол: Мужской
  • 戦略
  • Город: 56°56′51″N 24°06′23″E
Сравнение А/Т шин
« Ответ #1 : 23.02.2012, 18:08 »
Внедорожные испытания
Шины класса All-Terrain ("вселанд-шафтные") в полном соответствии со своим названием обязаны быть "специалистами широкого профиля". Естественно, к их эффективности в грязи или глине не стоит предъявлять тех же претензий, что и к узкоспециализированной грязевой резине класса Mud-Terrain. Но, как говорится, назвался груздем - полезай в кузов, так что внедорожную часть испытаний мы решили сделать вполне серьезной.
Программа теста включала в себя следующие упражнения:
1. "Тянем-потянем" - измерение статической тяги, развиваемой в грязи буксующим автомобилем. Естественно, проводились две серии замеров. Первая серия - при "трассовом" давлении 2.2 атм, а вторая - при давлении, сниженном до 1.0 атм. Дальше снижать давление мы побоялись. При давлении, скажем, 0.5 атм относительно мягкая резина может легко разбортироваться, да и вряд ли кто-нибудь в реальной жизни будет стравливать давление в колесах гражданского внедо рожника ниже одной атмосферы.
2. "Царь горы" - подъем на крутую (по рядка 60%) скользкую горку. Задачей пи лота-испытателя было любым способом подняться на горку, проанализировав по том поведение автомобиля.
3. "Попробуй выпрыгни". Ни для кого не секрет, что очень часто для того, чтобы продолжить движение вперед, нужно покинуть колею, ведущую в абсолютно непреодолимую ловушку. Но сделать это непросто... Забегая вперед, скажу, что с этой задачей успешно справился только один образец.
Ну и, наконец, имели значение и субъективные ощущения испытателя при движении по грязи - реакция автомобиля на работу газом, на движения рулем. Естественно, все упражнения мы повторили дважды, при двух значениях давления в шинах.

Так уж случилось, что первым предстояло выйти на лед, то есть на грязь, Cooper. Эти шины не преподнесли нам ни сюрпризов, ни разочарований. Практически во всех режимах автомобиль ехал на них уверенно и предсказуемо. Когда машина начинала "подсаживаться", достаточно было добавить газу, чтобы началась активная самоочистка протектора, дававшая возможность продолжить медленное, но верное поступательное движение. Примерно то же самое получалось и на склоне: срываешься в букс - и машина немедленно останавливается. Добавляешь газу - и движение продолжается. В целом можно сказать, что Cooper неплохо едет по грязи накачанный, и еще лучше -"сдутый". Во всяком случае, в горку на "ограссовом" давлении удалось подняться только со второй попытки, а при давлении в одну атмосферу - сразу. В колее даже возникает ощущение, что снижение давления несколько увеличило дорожный просвет, хотя на самом деле это совсем не так. Но вот к движениям руля в колее Cooper абсолютно безразличен. Выйти из колеи он даже не пытается ни при давлении 2.2 атмосферы, ни при "единичке". Можно бросить руль, закурить, посчитать что-нибудь на карманном калькуляторе-все равно машина будет двигаться только вдоль колеи, как вагон по рельсам. Что же касается объективных измерений, то Cooper оказался в самой серединке турнирной таблицы: пятый результат на "трассовом" и четвертый - на сниженном давлении.
Вторым на битву с бездорожьем вышел русский "Пилигрим". Нужно отметить, что и на твердых покрытиях продукция Нижнекамского завода не слишком уступала своим именитым западным оппонентам, а в родимой грязюке она чувствовала себя и вовсе как в родной стихии. У "Пилигрима" отменная способность к самоочистке, и он буквально "грызет" глину, выбрасывая ее из протектора. Один из немногих образцов, который хотя бы пытался выбраться из колеи. Возможно, если бы мы продолжили попытки и хорошенько "раскачали" машину, то это нам бы и удалось. Вместе с тем следует учесть, что у хорошей самоочистки есть и оборотная сторона - резина склонна к закапыванию, так что на слабых грунтах с педалью газа нужно обращаться очень осторожно. Резина вполне адекватно реагирует на действия рулем, что, например, позволило при подъеме на склон "играть" с траекторией (для сравнения: Cooper на подъеме на повороты руля практически не реагировал). "Пилигрим" отлично выполнил упражнение "Царь горы" как в накачанном, так и в спущенном состоянии, одолев склон с первой попытки. Что же касается тяги на крюке, то И-520 по этому показателю уверенно заняла вторую строчку таблицы. Обутый в эту резину автомобиль на "трассовом" давлении тянул так же хорошо, как оснащенный лидером внедорожной части нашего теста - BFGoodrich, а при снижении давления -даже несколько лучше. Ясно, что "Пилигрим" будет очень хорош на глиняном проселке, и, как показывает наш опыт эксплуатации, он и в снегу не оплошает. Можно отметить, что реакция резины на снижение давления вполне понятна и предсказуема: тяга растет, автомобиль лучше едет по грязи и увереннее рулится.
Следующим мы испытали продукцию немецкого концерна Continental. Тут нас постигли сплошные разочарования... Во-первых, обутый в шины Continental автомобиль развил самую маленькую тягу при высоком давлении. Впрочем, снижение давления оказывает на эти шины благотворное действие. При сбросе давления тяга выросла более чем на 200 кГс, да и поведение в грязи резко улучшилось. Например, при 2.2 атмосферы автомобиль на этих шинах категорически отказывался ехать в горку, а на спущенных - влетел с первой попытки. Но главная проблема Continental - это очень сильное боковое скольжение. При движении вдоль склона машина едет не только вниз, но и вбок по склону. Из колеи она выбраться и не пытается. И все-таки даже один из самых слабых участников внедорожной части наших испытаний вполне в состоянии уверенно двигать машину по раскисшему проселку, особенно в приспущенном состоянии, если, конечно, не попасть в экстремально глубокую колею или яму.
Goodyear стал вторым аутсайдером наших внедорожных испытаний, заняв вместе с Continental последние строки таблицы результатов тяги на крюке. При этом, как ни странно, резина явно хорошо очищается. Посовещавшись, мы пришли к выводу, что все дело в том, что Goodyear... недостаточно хорошо закапывается. В результате там, где другие образцы добираются до твердого грунта и уверенно едут вперед, Goodyear скользит. И тяга слабовата, и в горку слабенько едет (склон покорился с третьей попытки даже на сниженном давлении), да и в колее, чтобы двигаться вперед, приходится очень сильно газовать. Эта резина откровенно зимняя. Мелкие ламельки - они все-таки не предназначены для езды по глине. При этом резина очень чувствительна к давлению, снизили - поехала гораздо лучше.
Первым образцом, который преподнес нам сюрприз, был Nokian. Дело в том, что фирма-производитель позиционирует эти шины как зимние, M+S, не претендуя на звание All-Terrain. Вместе с тем продукция финских шинников уверенно заняла свое место в середине итогового протокола! Nokian хорошо слушается руля, интенсивнее, чем Cooper AT, пытается выбраться из колеи даже на "трассовом" давлении. Резина весьма позитивно реагирует на снижение давления: для успешного штурма склона на 2.2 атмосферы понадобилось четыре попытки, но стоило сбросить давление до единицы, как для того же самого хватило одной попытки! Но, что еще важнее, тяга этой резины заметно растет при добавлении газа. А это значит, что шины Nokian очень подходят для новичков в офф-роуде, имеющих обыкновение реагировать на любое затруднение нажатием на правую педаль. Nokian это не только прощает, но и реально вытаскивает автомобиль из засады!
Но еще больше удивил нас Bridgestone. Во-первых, эта марка шин стала абсолютным чемпионом по статической тяге, причем как в накачанном, так и в приспущенном состоянии. По субъективным ощущениям на "трассовом" давлении Dueler едет ничуть не хуже, чем BF Goodrich AT. Он надежно рулится и исправно увеличивает тягу при добавлении газа. Но стоит снизить давление до одной атмосферы, как резина просто перестает ехать! Мало того, объективные показатели тяги на крюке также несколько снижаются! В колее мгновенно чувствуется недостаток клиренса, машина начинает биться брюшком о межколейный бугор. В горку едет хуже, из колеи выйти даже и не пытается. Так что же это получается, образец никуда не годится? Вовсе нет! Наоборот, это идеальный вариант для тех, кто редко ездит по бездорожью и скорее всего никогда не будет пробовать снижать давление перед засадным местом.
BFGoodrich - безусловный лидер внедорожной части теста! Даже на "трассовом" давлении автомобиль на этих шинах успешно выехал из колеи (собственно, ни одной другой марке резины справиться с этим упражнением не удалось), легко въехал в горку и не создал вообще никаких проблем при рулении в грязи. А если снизить давление - то и вовсе складывается впечатление, что едешь на грязевой резине класса Mud-Terrain, настолько надежно BF Goodrich двигает машину. Но и здесь не обошлось без парадоксов. Безусловно лучшие по субъективным ощущениям шины оказались лишь третьими по объективным замерам тяги на крюке. Никакого объяснения этому феномену у нас нет...
Pirelli особых впечатлений не оставила. Из колеи не выходила и даже не дергалась, при этом двигалась вперед довольно уверенно. В горку въехала, хотя инее первого раза, на обоих вариантах давления. Тянула в грязи достаточно хорошо, но реакция на снижение давления оказалась весьма умеренной. Иными словами, крепкий середняк на бездорожье.
От шин Falken поначалу мы ожидали многого, уж очень агрессивно выглядел ее рисунок. Скептически был настроен лишь наш пилот-испытатель Иван Евдокимов, которого смущали крупные шашки протектора, развернутые поперек профиля. Он подозревал, что у такого рисунка будут проблемы с самоочисткой. В результате наш опытный тест-пилот оказался прав на 100%: резина плохо чистилась и не слишком хорошо ехзпа, хотя и дергалась при попытках выйти из колеи. Показатели тяги оказались также не слишком впечатляющими. Кстати, если при движении по колее делать движения рулем влево-вправо на полоборота, то автомобиль начинает двигаться вперед значительно увереннее, поскольку таким образом удается подключить к работе боковые грунтозацепы. Но выбраться из колеи Falken все же не смог ни на высоком, ни на пониженном давлении, да и в горку автомобиль с этой резиной ехал неохотно. А вот в снегу протектор шин Falken скорее всего окажется очень эффективным.
 
ВЫВОДЫ
Попытаемся свести воедино результаты полигонных и внедорожных тестов и измерений с учетом розничной цены. В аутсайдеры наших испытаний неожиданно попали Pirelli и Continental. Прославленные марки оказались неважными "гонщиками" и средними "вездеходами", а если учесть их высокую цену, то проигрыш очевиден. Удивил нас дебютант российского рынка - японский Falken, который занял достойное место на полигоне, но, несмотря на грозный вид, немного спасовал в грязи. Впрочем, его преимущество - цена. Откровенно зимний Goodyear выступил противоречиво: его результаты в грязи едва ли не ниже всех, зато на асфальте просто лучшие. Финский Nokian категории M+S второе место на полигоне отвоевал уверенно, пос-ле чего порадовал тягой в глине, но цена, мягко говоря, высоковата. Уверенным середняком во всем - от поведения до цены - оказался Cooper. Хороша в болоте и приемлема на дороге российская Кама, а с учетом стоимости так и вовсе великолепна! На первые же места претендуют старина BF Goodrich и японский Bridgestone. Они крепкие хорошисты на асфальте и отличники на бездорожье да и стоят не дорого. Итак, не учитывая выступавшую вне конкурса зимнюю резину, объявляем тройку, добившуюся наилучших результатов: Bridgestone Dueler АЯ, BFGoodrich All-Terrain Т/А и Кама И-520 "Пилигрим".

© Журнал "4X4 Club"

Оффлайн Strateg

  • Global Moderator
  • V.I.P.
  • *****
  • Сообщений: 11423
  • Пол: Мужской
  • 戦略
  • Город: 56°56′51″N 24°06′23″E
Сравнение А/Т шин
« Ответ #2 : 23.02.2012, 18:09 »
Вот рисунки протекторов сравниваемых шин