Маленький ликбез.
Самое простое и вызывающее много нареканий это ABS.
Антиблокировочная система(АБС, ABS) – автоматизированная система предотвращающая блокировку колёс автомобиля в случае торможения. Главной задачей системы является обеспечение управляемости транспортного средства при резком торможении. Так же действие abs направлено на то, чтобы исключить вероятность неконтролируемого скольжения автомобиля.
Принцип действия антиблокировочной системы(abs, абс) следующий: при начале торможения, когда задействована тормозная система, датчики установленные на колёсах автомобиля определяют начало момента резкой остановки (блокировки) колёс и посредствам обратной связи происходит ослабление тормозного усилия, что позволяет колесу провернуться и войти в зацепление с проезжей частью. При этом применяются превентивные меры определения момента проскальзывания, чтобы не допустить даже кратковременного проскальзывания
Следующие компоненты являются неотъемлемой частью антиблокировочной системы:
-Датчики скорости, установленные на колесах автомобиля, определяющие скорость;
-Управляющие клапаны, в главной магистрали тормозной системы автомобиля;
-Блок обратной связи, получающий сигналы от датчиков на колёсах, и регулирующий работу клапанов.
Для неопытного водителя наличие АБС лучше, в любом случае, поскольку позволяет экстренно тормозить интуитивно понятным способом, просто прикладывая максимальное усилие к тормозной педали, и сохраняя при этом возможность маневра.
Основным недостатком современной ABS является торможение на рыхлых участках дороги (высокий снег, гравий, песок). Тормозной путь становится длиннее, нежели при полной блокировке колёс, так как машина не «закапывается» в покрытие, а продолжает движение. Однако современные ABS имеют алгоритмы, которые применяются при торможении на рыхлом покрытии.
Следущая по степени вмешательства в действия водителя и по количеству нареканий это Электронная система курсовой устойчивости. Именно эта система часто "душит" двигатель.
Аббревиатура системы курсовой устойчивости VSC расшифровывается как Vehicle Stability Control.
Электронная система курсовой устойчивости постоянно контролирует основные параметры движения автомобиля: скорость и направление движения. При этом система постоянно сравнивает полученные параметры с датчиков с действиями водителя и отрабатывает потерю тяги автомобиля, из-за которой может возникнуть занос. Основными датчиками являются датчики антиблокировочной системы (ABS), а так же применяются специальные датчики рыскания, ускорения и поворота руля.
Когда система (VSC) обнаруживает потерю управления, она моментально передаёт индивидуальное тормозное усилие, на каждое колесо. Система курсовой устойчивости также закрывает дроссельную заслонку, до тех пор пока автомобиль не будет выведен из состояния заноса, при этом компенсируется проворачивание как передней, так и задней оси.
В результате измерения бокового ускорения, рыскания (заноса/выноса) и скорости вращения каждого из колес система курсовой устойчивости (VSC) сравнивает намерения водителя (руление, торможение) с реакцией автомобиля. Далее система тормозит одним или несколькими колесами и (или) ограничивает тягу двигателя, чтобы предотвратить занос или вынос. Однако очевидно, что такая система не может перескочить через физические ограничения данного шасси, и если водитель забудет об этом, система курсовой устойчивости (VSC) не сможет предотвратить аварию, так как она не в силах преодолеть законы физики и обеспечить лучшее сцепление, чем это возможно в данных условиях
Часто система VSC срабатывает значительно раньше, чем водитель начинает ощущать потерю сцепления с проезжей частью. При этом начало работы системы обозначается звуковым сигналом и высвечиванием индикатора на приборной панеле.
И наконец система, влияние которой ощущают только любители старта с визгом покрышек и любители ездить по грязи, это TRС.
Антипробуксовочная система (АПС, Traction control, TRС) — система автомобиля с электрогидравлическим приводом, предназначенная для предотвращения потери тяги. Это достигается за счёт контроля пробуксовки ведущих колёс.
Антипробуксовочная система (TRC) значительно упрощает управление на скользкой или грязной дороге.
В реальном времени, чрез датчики, контролируется скорость вращения колёс. В случае обнаружения пробуксовки одного из колёс, антипробуксовочная система подбирает оптимальный вариант восстановления сцепления с проезжей частью. У Прадо это подтормаживание буксующего колеса.
Свой вариант TRC активно применялся в гонках, в Формуле-1. Первый факт применения зафиксирован в 1990 году на машинах команды Ferrari. В дальнейшем антипробуксовочный системы стали широко применяться в гражданских автомобилях.
BAS (Brake Assist System) — помощник при экстренном торможении, так его можно назвать. Для того чтобы эффективно затормозить в аварийной ситуации, требуется быстро и сильно нажать на педаль тормоза, но не все успевают это сделать.
BAS система оценивает, как быстро человек переносит ногу с педали газа на тормоз и как быстро нажимает на тормоз. Если это происходит быстро, значит, есть аварийная ситуация и cистема BAS сама задействует тормоза на всю мощь.
Первым BAS использовал Mercedes-Benz.
KDSS (Kinetic Dynamic Suspension System) - сохранение горизонтального положения кузова автомобиля при наезде на препятствия. KDSS изменяет жесткость гидравлических стабилизаторов поперечной устойчивости в зависимости от дорожных условий. В обычных условиях при наезде на препятствия или прохождении поворотов, система создает избыточное давление в стабилизаторах поперечной устойчивости одного из бортов автомобиля и исправляет возникший крен автомобиля. На бездорожье KDSS позволяет колесам вести себя более свободно, увеличивая ходы подвески.