Как было в 2010 году....?
В Америке разгорелся скандал, связанный с отзывными кампаниями фирмы Toyota: пресса обвиняет японцев в сокрытии неисправностей, сенаторы устраивают парламентские расследования, глава компании Акио Тойода приносит публичные извинения…
В августе прошлого года Lexus ES 350 калифорнийского полисмена из Сан-Диего протаранил другую машину, вылетел с дороги и загорелся. Водитель и три пассажира погибли. В конце октября эксперты Национальной администрации по безопасности дорожного движения (NHTSA) после расследования аварии указали на причину — всему виной был коврик, заклинивший педаль газа в нажатом состоянии. Как принято в Америке в таких случаях, Toyota объявила об отзыве 13 моделей для замены потенциально опасных ковриков — под акцию подпало 5,3 млн машин, включая и Pontiac Vibe (перелицованная Toyota Matrix). Причем по настоянию экспертов NHTSA тойотовцы пообещали, что с нового года внесут изменения в конструкцию: переделают пол под ногами водителя, а педаль акселератора укоротят.
Инцидент исчерпан? Но жалобы на «непроизвольное ускорение» поступали и от владельцев машин с «безопасными» ковриками — и в середине января тойотовцы нашли причину. На все автомобили Toyota и Lexus ставятся конструктивно разные педали акселератора производства двух поставщиков — японской компании Denso и американской корпорации CTS. И если изделие Denso беспроблемно, то встроенный в узел CTS демпфер может вызывать эффект «залипания» педали газа — как говорят американцы, «sticking pedal». Полный газ, который невозможно сбросить, — это, безусловно, опасно!
Toyota объявила вторую отзывную кампанию — не менее масштабную: для доработки узла СTS, внутрь которого сервисмены должны установить ограничительную пластинку, приглашены владельцы более четырех миллионов машин Toyota по всему миру! Шесть заводов Тойоты в Америке и Канаде были на неделю остановлены — до тех пор, пока на конвейеры не поступили модифицированные педали.
Интересно, что журналисты провели самостоятельное расследование. Оказалось, что проблема с ковриками не нова: еще в 2007 в Америке по этой причине было отозвано 55 тысяч машин. А на европейских заводах неудачную педаль CTS тойотовцы начали заменять на модернизированную еще до начала шумихи — с осени прошлого года.
Запахло крупным скандалом. Клиенты начали подавать иски, журналисты обвинили Тойоту в ухудшении контроля за качеством и сокрытии истинных причин неполадок. Масла в огонь подлила и третья отзывная кампания — после жалоб владельцев новейших гибридомобилей Prius тойотовцы признали изъян в программном обеспечении системы управления тормозами. На неровной дороге при переходе от режима рекуперативного торможения к использованию колесных тормозов электроника АБС дает сбой — и динамика замедления на мгновение падает, немного увеличивая тормозной путь (мы отмечали «двухступенчатое» торможение Приуса во время сравнительного теста в АР №3, 2009).
Тут можно вспомнить нашумевший в свое время скандал с автомобилями Audi 100, которые в Америке продавались с 1978 года как Audi 5000. После расследования экспертами NHTSA череды аварий из-за внезапного резкого ускорения оказалось, что американские водители, не привыкшие к по-европейски близкому расположению педалей, просто путали газ с тормозом. Как гласит в подобных случаях русская народная шоферская мудрость, «дело было не в бобине». Но эхо того скандала в Америке витает над брендом Audi до сих пор! А в Европе никаких проблем не было.
Аналогия прослеживается и теперь. По данным NHTSA, в Америке зафиксировано более 120 жалоб на тормоза Приусов и четыре связанные с ними аварии. Что касается ковриков и «залипающей» педали газа, то американские журналисты пишут про 2200 жалоб, 815 столкновений и 19 погибших в ДТП за 11 лет, а у NHTSA свои данные: с 2006 года в таких авариях получили травмы 18 человек и погибли пятеро. Но в Европе аварий из-за самопроизвольного ускорения автомобилей Toyota или Lexus не зафиксировано вовсе, а за четыре года отмечено лишь 26 жалоб клиентов на «заторможенное» возвращение педали: три из них — от россиян.
Но в США за расследования обстоятельств отзывных компаний Тойоты уже берутся конгрессмены, Департамент транспорта США и Комитет по ценным бумагам; Федеральная прокуратура грозит уголовным иском, а ФБР начало расследование по подозрению тойотовских поставщиков в сговоре. С середины января акции Тойоты упали на 22%, продажи автомобилей Toyota и Lexus в США снизились с ноябрьских 134 тысяч и декабрьских 188 тысяч до 99 тысяч машин в январе….
Но в Европе, до которой докатился лишь отзвук американского скандала, продажи Тойот в январе, наоборот, выросли — на 23% по сравнению с декабрьскими: до 58 тысяч машин.
Кстати, такой огласки в свое время не получили даже рекордные по масштабам отзывы автомобилей Ford: 8,6 млн машин в 1996 году — из-за случаев возгорания по вине системы зажигания, 13 млн машин в 2000 году — из-за разрыва покрышек Firestone и еще 12 млн в 2008 году — из-за «самовоспламеняющегося» рычажка круиз-контроля. Почему же сейчас Америка так ополчилась на Тойоту? Не потому ли, что это крупнейший игрок на мировом и американском рынке, а правительство США — главный акционер компаний General Motors и Chrysler, которым сейчас так нужно выстоять в рыночной борьбе хотя бы у себя дома?
Глава Тойоты Акио Тойода, правнук основателя компании Соитиро Тойоды, публично признал вину и со слезами на глазах принес клиентам извинения: «Боюсь, что наша компания в последнее время росла слишком быстро. Традиционно нашими приоритетами были безопасность, качество и только потом объем производства. Но в недалеком прошлом мы перепутали порядок приоритетов…»
Это оборотная сторона медали за владычество на мировом рынке. Под предводительством предыдущего главы Кацуаки Ватанабэ Toyota обогнала General Motors и стала самым крупным автопроизводителем мира. Но в погоне за объемами выпуска тойотовцы стали не так тщательно следить за качеством комплектующих, что и показал случай с педалями CTS. Теперь Тойода меняет приоритеты — в частности, он пообещал учредить и возглавить специальный комитет по глобальному качеству.
А у всех новых тойотовских моделей отныне при одновременном нажатии педалей тормоза и газа будет автоматически снижаться подача топлива, чтобы любой водитель даже под полным дросселем мог прервать набор скорости одним легким касанием левой педали. Ведь ускорение — это здорово. Но контроль за ним — превыше всего
Проблемный узел педали CTS — фрикционный демпфер, сглаживающий усилие при перемещении педали и помогающий водителю удерживать ее в нажатом положении. Демпфер представляет собой качающийся рычаг, одно плечо которого опирается на пружину, а на другом плече расположена гребенка, прижимающаяся к основанию педали. Из-за износа, попадания пыли или теплового расширения трение в демпфере растет, стопоря педаль в нажатом состоянии. Стальная проставка, установленная под основание пружины, ограничивает ход рычага демпфера, сокращая площадь соприкосновения гребенки и основания педали.
В зависимости от величины зазора толщина пластинки может быть от 1,4 до 2,9 мм
Три отзыва
Что делать российским владельцам Тойот и Лексусов?
На продаваемые в России автомобили Lexus и седаны Toyota Camry шушарской сборки установлены педали акселератора Denso, так что отзыву у нас подлежат около 160 тысяч машин восьми импортных тойотовских моделей 2005—2010 годов выпуска (см. таблицу) плюс еще 33 новых гибридомобиля Prius. По заверениям тойотовцев, инсталляция металлической «таблетки» в педаль газа или перепрограммирование бортовой электроники на Приусах займет примерно 30—40 минут. Владельцы будут извещены дилерами по почте (включая электронную) или телефону. Вдобавок можно самостоятельно проверить VIN-код машины на сервисной страничке официального российского интернет-сайта Тойоты. Те, кто владеет «американскими» Тойотами или Лексусами, привезенными в Россию «серыми» дилерами, также могут обратиться с дилеру и сообщить VIN-код: если машина подпадает под отзыв, работы тоже проведут, причем бесплатно.